Формирование пищевого поведения у детей
В современном мире питание выполняет слишком много функций, которые негативно влияют на качество и продолжительность жизни человека. Например, когда мы используем еду как способ снятия стресса, подтверждения социальной принадлежности или средство досуга, мы бессознательно программируем и поведение своих детей. Ведь именно дети копируют поведение родителей.
Какова же роль ответственного взрослого в формировании пищевых привычек ребёнка?
С раннего детства родители в тесном сотрудничестве с педиатром должны прививать ребёнку культуру питания — от соблюдения гигиены до понимания того, что такое здоровая пища. Важно учитывать не только то, что ребёнок слышит во время приёма пищи, но и то, как он ведёт себя за столом, насколько умело пользуется столовыми приборами, знает ли этикет, что и в каком количестве находится на его тарелке.
Признаком здоровья ребёнка является не только его интеллектуальное развитие, но и ограниченный доступ к телевизору, гаджетам, развлечениям и вызывающим привыкание продуктам. Ребёнок не должен есть сладкое каждый день, так как это смещает вкусовые предпочтения в сторону избыточной сладости. В результате обычная еда перестаёт приносить удовольствие без вкусовых добавок.
Как показывает опыт врачей INTO-SANA, интерес к культуре питания в семьях часто возникает уже после появления пищевых проблем — таких как переедание, одностороннее или бедное меню, отравления. В таких случаях многие семьи начинают внутреннюю переоценку и постепенно переходят к средним нормам пищевой культуры, ориентируясь на национальный опыт.
Ещё одна серьёзная проблема — это отношение взрослых к контролю над питанием ребёнка. Часто именно родители решают, когда ребёнку нужно прекратить есть, даже если он всё ещё голоден. Типичный диалог:
— Сынок, иди домой!
— Мама, я проголодался?
— Нет, ты замёрз.
Такие ситуации имеют жизненную основу, но мы часто игнорируем индивидуальные потребности детского организма. Это приводит к искажению пищевых привычек.
Мы нередко перекармливаем детей, не оставляя им права на выбор. Навязываем питание по расписанию, пренебрегая естественными биологическими ритмами. В результате ребёнок ест без чувства голода, не испытывает аппетита, и еда не приносит удовольствия.
Голод — физиологическое состояние, при котором в кровь поступают сигналы о необходимости питательных веществ.
Аппетит — эмоциональная реакция на еду, связанная со страхом, грустью, радостью или тревогой. Поэтому еда может стать как утешением, так и наказанием.
Родители часто используют еду как награду, легко и быстро покупая детям сладости. Это может привести к формированию пищевой зависимости. Современные исследования подтверждают, что такое поведение связано с повышенной тревожностью или эмоциональной нестабильностью во взрослом возрасте.
Нормальный пищевой рефлекс формируется с детства, когда организм растёт и развивается. Питание должно быть:
- Регулярным. Ребёнку нужно объяснять, что еда — это обязательный ежедневный ритуал с чётким режимом, содержанием и объёмом.
- Разнообразным. Родители должны формировать полноценный рацион, ежедневно добавляя новые продукты, чтобы каждый день был праздником для органов пищеварения.
- Адекватным. В таких условиях ребёнок с раннего возраста учится регулировать количество пищи. Переедание нарушает пищеварение — третья порция становится не ответом на физиологический голод, а демонстрацией.
- Безопасным. Особое внимание нужно уделять мясу — оно должно быть постным, без костей и жира. Продукты должны быть тщательно вымыты и термически обработаны. Следует избегать продуктов с токсинами и вкусовыми добавками, а также фастфуда — даже домашнего.
- Простым. Простота — залог сохранения здоровых семейных привычек.
Сформировать правильные пищевые привычки помогут следующие правила:
- Обращайте внимание не только на то, что ест ребёнок, но и на то, как он это делает. Будьте примером — не ешьте того, что запрещаете ребёнку. В семье не должно быть двойных стандартов.
- Привлекайте ребёнка к приготовлению еды. Это повышает интерес к домашней пище и формирует уважение к труду.
- Научите ребёнка распознавать голод по запаху, внешнему виду, вкусу блюда. Не заставляйте доедать всё до конца — это формирует поведение из-под палки, а не из любви.
- Предлагайте еду только тогда, когда ребёнок действительно проголодался. Используйте удобную, привлекательную детскую посуду.
- Поощряйте ребёнка узнавать информацию о продуктах: знакомьте с названиями, простыми рецептами, ароматами.
В случае трудностей с питанием ребёнка обращайтесь к детским врачам и педиатрам INTO-SANA — они помогут сформировать здоровые привычки и учтут все индивидуальные особенности развития.
г. Одесса
- 0482 307 500
- 0966 307 500
- 0955 307 500
г. Киев
- 044 393 0000
- 096 393 0000
- 050 393 0000