Контакт-центр: +38 (044) 393-00-00 +38 (0482) 307-500
Скорая помощь (Одесса) +38 (0482) 343-062 +38 (067) 7343-062 +38 (099) 9343-062

Детский массаж: от развития тела к развитию мозга

В вашей семье случилось ЧУДО – появился на свет долгожданный малыш, и каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был здоров, развит физически и психически.

Все мы знакомы тем или иным образом с массажем. Большинство из нас достаточно неплохо представляет его механизм воздействия на наш организм, знает его пользу и достоинства как способа профилактики, коррекции и реабилитации. Но есть у этого метода ещё одна важная задача, неизвестная широкому кругу – это стимуляция психофизического развития, и как раз на эти малознакомые аспекты массажа мы обратим внимание.

Считается, что дети, которым систематически проводят массаж в первый год жизни, физически развиваются быстрее, раньше начинают ползать, сидеть, стоять, ходить. Благодаря более выраженному иммунитету они меньше подвержены различным заболеваниям. Это связано с тем, что массаж положительно влияет на различные органы ребёнка, в основном это опорно-двигательный аппарат, кровеносная и нервная системы.

Очень важно, чтобы сеансы массажа были для малыша не только пассивной «пресной» физкультурой, но и эмоционально насыщенной игрой. Особенно первые сеансы. Они должны быть максимально позитивными в восприятии малыша, поэтому процедуры должны быть всегда комфортными для ребёнка. Если малыш капризничает либо проявляет возбуждение, сеанс лучше перенести. Для того, чтобы занятия приносили положительные эмоции, можно вводить элементы игры, нужно обязательно разговаривать с малышом. Таким образом мы вырабатываем положительное отношение к физической нагрузке.

Чтобы эта связь закрепилась на фундаментальном психологическом уровне и впоследствии оказывала влияние на жизнь человека, необходимо проводить занятия систематически, курсами, по 10 сеансов ежемесячно (каждый день или через день). В более позднем периоде желательно дополнить массаж и гимнастику плаванием. Эти физические нагрузки уже не вызовут отторжения, а будут восприниматься как естественный образ жизни. Начинать занятия желательно уже с первого месяца, предварительно проконсультировавшись с педиатром.

Рефлекторная гимнастика, или развитие тела через стимуляцию рефлексов

Дети 2–3-х лет уже способны принимать инструкцию к действию, малыш первого года жизни делать это ещё не может, и тогда нам на помощь приходят рефлексы. Без-условные рефлексы – это природный механизм стимуляции активности и тренировки мышц, на их основе и построена рефлекторная гимнастика. Такой комплекс занятий может провести дома каждый заботливый родитель.

  1. Выкладывание на живот. Очень полезное, а самое главное – чрезвычайно простое упражнение. Осуществлять его можно с самого раннего возраста. Защитный рефлекс, прекрасно работающий у большинства малышей, при выкладывании на живот заставляет ребенка «автоматически» поворачивать голову в сторону. Уже на первом месяце жизни в таком положении дети стараются поднять и удержать голову. Сначала это удается лишь в течение считанных секунд, затем голова удерживается все дольше и дольше. При помощи этого упражнения эффективно укрепляются мышцы шеи и спины, формируются физиологические изгибы позвоночника, тренируются многие мозговые центры. Старайтесь выкладывать ребенка на живот чаще – не только, когда выполняете массаж спины и ягодиц, но и просто в периоде активного бодрствования.
  2. Пассивное разведение бедер ребенка в стороны. Для этого нужно согнуть ножки малыша в коленях и, поддерживая их за область коленных суставов, полукруговыми движениями осторожно разводить ножки в стороны. Это упражнение способствует оптимальному созреванию важной анатомической части тазобедренных суставов – вертлужных впадин. И потому является профилактической мерой в отношении врожденного вывиха бедра, дисплазии тазобедренных суставов.
  3. Рефлекторное ползание. Это упражнение также базируется на врожденном спинальном автоматизме. Он называется рефлексом ползания Бауэра и вызывается очень просто: ножки лежащего на животе малыша нужно согнуть, предварительно разведя коленки в стороны (как лягушка) – после чего дайте стопам ребенка почувствовать опору ваших ладоней. Можно легонько подтолкнуть стопы малыша вперед, после чего зафиксировать свои ладони в неподвижном положении. Ребенок непременно оттолкнется от Ваших ладоней и проползет вперед.
  4. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев ног. Осторожно удерживая ножку лежащего на спине малыша за область голеностопного сустава, подушечкой большого пальца своей свободной руки нажмите на его подошву в области «подушечки» стопы (т.е. У основания пальцев). В ответ малыш немедленно согнет пальчики стопы. Если же вы с легким нажимом проведете пальцем вдоль наружного края стопы (от пяточки к мизинцу), то пальцы ребенка разогнутся, заняв «веерное положение».
  5. «Качаем пресс». Осторожно приподнимаем туловище лежащего на спине малыша, добиваясь образования между его туловищем и ногами почти прямого угла – что-то вроде упражнения, с помощью которого взрослые «качают пресс». Помимо поддержки спинки ребенка (которую нужно осуществлять обеими руками), не забывайте фиксировать и его голову.
  6. Рефлекторная «ходьба». Упражнение основано на еще одном врожденном автоматизме – даже только что родившийся ребенок, осторожно поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, при касании стопами твердой поверхности, начинает делать шаги вперед. Если Ваш малыш не желает «ходить» таким образом, попробуйте наклонить его немного вперед – так, чтобы голова и верхняя часть туловища как бы «опередили» ноги. Дайте ему почувствовать твердую поверхность всей стопой, а не только кончиками пальцев – и он непременно «пойдет».

Стимуляция психического развития, или через движение ребёнок познаёт мир

Известный детский психолог Жан Пиаже неоднократно упоминал о необходимости разнообразия стимулов восприятия в целях психического развития ребёнка. Природа делает это независимо от нас, но мы в силах помочь ей усилить это позитивное влияние. С первых дней жизни кроху окружают различные цвета, формы, размеры, лица, влияющие на зрительный анализатор и обогащающие его внутренний мир. Из этих элементов впоследствии возникнут зрительные образы восприятия, памяти. Слуховой анализатор воспринимает различные звуки, музыку, речь, которые мы также можем разнообразить в окружении ребёнка. Но часто забывается не менее важный кожно-кинестетический анализатор, воспринимающий прикосновения. Хочется обратить особое внимание на то, что и эти прикосновения можно разнообразить, вводя в жизнь ребёнка различные элементы массажа (проглаживание, растирание, разминание, вибрацию и т.д.). Это способствует функциональному развитию соответствующих зон мозга, а ведь зоны двигательной и тактильной чувствительности в коре больших полушарий занимают достаточно большую площадь.

Через разнообразные прикосновения и движения мы оказываем влияние на периферическую нервную систему далее наше воздействие передается на центральную нервную систему, развивая функционально кору больших полушарий и формируя базу для таких важных функций, как внимание, память, мышление, речь.

Особое внимание следует обратить на те зоны, которые смежны с зонами артикуляции, а именно кисти рук. Всем нам хорошо известна необходимость развития мелкой моторики для стимуля-ции развития речи, так почему же не начать ещё тогда, когда ребёнок не в состоянии манипулировать мелкими предметами и лепить фигурки из пластилина? Пластилин, кубики и пирамидки будут позже, а сейчас, в первые месяцы жизни, нужно взять ладошку ребёнка в руки и мягкими движениями произвести проглаживание, пощипывание, мягкое нажатие, сжать и разжать кулачок. Такой же проекционно-рефлекторной зоной является и стопа. Потому необходимо уделить внимание и ей. Хотелось бы отметить важность тактильных контактов для развития эмоциональной сферы.

Ощущение тепла и мягкости от прикосновения маминых рук дает новорожденному ребенку чувство безопасности, близости к маме и доверия к миру. Дети, обделенные родительскими ласками, медленнее овладевают основными навыками – они позднее начинают улыбаться, брать игрушки, ходить, говорить. Яркий пример – дети-отказники, когда в условиях дефицита общения и тактильных контактов ребёнок заметно отстаёт в развитии. Малыш, получающий с первых дней жизни много ласки и любви, вырастает более уравновешенным, внимательным и мягким в отношениях с другими людьми.

Обучиться массажу и гимнастике вы сможете в многопрофильной поликлинике «Into-Sana» на Ул.Королёва, 17.

Мы проводим индивидуальные занятия.

В процессе обучения, за несколько сеансов мы отработаем и закрепим необходимые техники.

Отзывы о врачах