Контакт-центр: +38 (044) 393-00-00 +38 (0482) 307-500

Школьная зрелость. Готовность ребёнка к школе

Готовность ребёнка к школе — это собирательное понятие, которое включает комплекс психоэмоциональных, интеллектуальных показателей и физического здоровья ребёнка. Мы рассмотрим проблему школьной зрелости с медицинской точки зрения — с детскими неврологами медицинских центров INTO-SANA, а с психологической точки зрения — с детским психологом Анной Коваленко.

На что обращает внимание детский невролог, когда консультирует маму с ребёнком дошкольного возраста?
Школа — очень серьёзный, можно даже сказать, стрессовый фактор для здоровья ребёнка. И не только для опорно-двигательного аппарата или органов дыхания, но прежде всего — для центральной нервной системы. Принципиально новый уровень нагрузки не всегда компенсируют даже различные подготовительные курсы и развивающие занятия для детей.

Показатели, которые могут свидетельствовать о недостаточной готовности к школе: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, эмоционально-поведенческие проблемы, задержка речевого развития, слабое развитие мелкой моторики, недостаточное развитие памяти и мышления, неумение организовать себя и работать самостоятельно. Часто также фиксируются инфекционные и хронические заболевания, которые истощают нервную систему (частые острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), хронический тонзиллит, аденоиды, бронхиальная астма, нарушения слуха или зрения).

Если у ребёнка есть подобные жалобы, родителям необходимо серьёзно и детально продумать, готов ли он к обучению с 6 лет. Качественную профессиональную помощь в решении этого важного для семьи вопроса могут оказать невролог, педиатр, психолог и другие профильные специалисты.

Родители могут самостоятельно провести несколько простых тестов, которые помогут оценить готовность ребёнка к школе. Упражнения, рекомендуемые детскими неврологами:

  • Упражнения «правая–левая».
  • Обвести фигуры по точкам.
  • Провести вертикальные линии (лучше в тетради в клетку). Ребёнок выполняет задание на слух, под диктовку взрослого. Например: «От верхней точки ведём линию вниз, от левой точки вправо, 5 клеток вниз, 3 клетки влево и т. д.». Умение слушать и выполнять инструкции взрослого, работая под диктовку, является одним из наиболее показательных критериев аналитического мышления ребёнка.
  • Встать, поднять правую руку вверх и, стоя, коснуться правым локтем левого колена (затем сменить руку).
  • Положить кисть на стол и поднимать по очереди каждый палец, не отрывая ладонь от стола.
  • Запомнить и воспроизвести слова или цифры на слух (чем сложнее — тем лучше для тренировки памяти).
  • Различать похожие и непохожие формы на картинках.
  • Объяснить, для чего служат разные предметы и чем занимаются люди различных профессий.
  • Рассказать о прошедшем дне (устно).

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе? Она включает:

  • уровень развития познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);
  • мотивационную сферу (желание учиться);
  • эмоционально-волевую сферу (уровень тревожности, активности);
  • влияние эмоционального состояния на процесс обучения;
  • личностную сферу (самооценка, потребность в достижениях, уровень коммуникации, ценностные ориентации).

Важно понимать, что первоклассник, переступающий порог школы, по уровню психического развития остаётся дошкольником, поэтому воспитание, обучение и развитие ребёнка должны осуществляться в игровой форме, прежде всего ориентируясь на лёгкость, доступность и интерес.

Не менее важным психологическим аспектом является формирование социальной роли будущего школьника и уровень его эмоционального развития. Умение читать, писать, считать и т. п. не является гарантией формирования психологической зрелости. Ребёнок должен быть мотивирован на получение знаний, уметь безболезненно адаптироваться к новому коллективу, соответствовать требованиям педагога, а также соблюдать нормы и правила учебного заведения.

“В своей практике я не раз сталкивалась с семьями, в которых родители были настолько обеспокоены будущей готовностью своих детей к школе, что с особым усердием занимались с ними дома, стараясь «развивать». Детям приходилось заниматься по нескольку часов в день, выполнять домашние задания. Очень часто, руководствуясь своими амбициями, родители предъявляли к детям неоправданно завышенные требования, при этом игнорируя их психологические особенности…
Итог — формирование негативного отношения к обучению задолго до того, как ребёнок начнёт посещать школу”, — объясняет психолог Анна Коваленко.

Совет психолога родителям, которые вот-вот поведут ребёнка в школу: вместо гаджетов, приносящих больше вреда, чем пользы, используйте обычную сюжетно-ролевую игру, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Поиграйте в школу: вы — учитель, а ребёнок со своими любимыми игрушками — ученик. Разыграйте, как проходит урок, что нужно делать, что писать, как отвечать на вопросы учителя, когда звонит звонок.

В результате принятия игровой роли и её выполнения ребёнок учится видеть правила и соблюдать их, что, в свою очередь, обеспечивает переход к осознанному и произвольному управлению своим поведением. Также большое значение имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.

Обращайтесь за грамотным обследованием и своевременным лечением к врачам медицинских центров INTO-SANA

г. Одесса

  • 0482 307 500
  • 0966 307 500
  • 0955 307 500

г. Киев

  • 044 393 0000
  • 096 393 0000
  • 050 393 0000

Телеграм-бот

Оставить заявку

Врачи

Отзывы о врачах