Ах уж эти детки
Приведу конкретный пример из собственной практики.
Девочка 15-ти лет неоднократно в течение последнего года жаловалась матери на приступообразные боли в животе. По этому поводу ребенок был осмотрен детским гинекологом и хирургом, проведено ультразвуковое исследование органов брюшной полости и малого таза – патологии не выявлено. Мною девочка была осмотрена по просьбе матери после очередного эпизода боли в животе.
В результате осмотра были полученные объективные данные, подтверждающие жалобы девочки, – вздутие живота, болезненность, спазмированность толстой кишки. После того, как удалось «разговорить» девочку, она расплакалась и рассказала, что в течение нескольких последних лет она ощущает позывы к дефекации в дневное время (т.е. во время уроков). Осуществить дефекацию во время перемены в школьном туалете ей очень сложно (много людей, шумно, соученицы требуют побыстрее освободить кабинку и т.п.). Иногда девочка отпрашивалась с урока, но подобное поведение сразу привлекало к себе внимание одноклассников, а этого пациентка как раз и боялась. Обращаться за помощью к маме ребенок не решался, так как в семье было принято решать все возникающие вопросы с помощью классного руководителя. А в этом случае, по мнению девочки, о ее проблеме в течение недели узнала бы вся школа. Только сама мысль о подобном развитии ситуации ужасала юную пациентку. Девочка приняла решение подавлять позывы к дефекации, ограничивать себя в приеме некоторых овощей и фруктов.
Подавление позывов к дефекации и привело к появлению запоров и болей в животе. В течение последнего года боли усилились, и скрывать их от матери стало невозможно.
Девочка прошла обследование и курсовое лечение, благодаря которому через 2 месяца удалось добиться регулярной вечерней и утренней дефекации в комфортных домашних условиях.
Приведенный выше случай – один из примеров диссимуляции (сознательного сокрытия медицинской проблемы). Ребенок пытался скрыть сначала возникшую организационную проблему, а затем уже и симптомы заболевания. Отсутствие реакции родителей в подобных ситуациях, их невнимательность часто приводят к развитию хронических заболеваний у детей.
И в то же время практически любому родителю знакома ситуация, когда жалобы ребенка вызывают определенные сомнения. Особенно накануне нелюбимого урока или контрольной работы. Симуляция всегда служит достижению конкретной цели и, соответственно, выявить её проще всего, открыв путь ребенку к достижению цели (после этого самочувствие симулянта достаточно быстро улучшается).
Однако это непросто сделать в ситуациях, когда с помощью симуляции ребенок стремится привлечь внимание и любовь близких людей. Отсутствие психологического комфорта в семье или школе часто становится причиной развития психосоматических заболеваний – различных болезней на фоне психологического дисбаланса.
Грань между длительной (или частой) симуляцией и психосоматической патологией почти не определима. У одних детей травматическое переживание проистекает из внутрисемейных взаимоотношений, у других – из сложных отношений с педагогами или сверстниками. При длительном существовании травмирующей ситуации эмоциональные переживания ребёнка вытесняются в область бессознательного и ищут разрешения. Детский ум, не находя другого способа влияния на ситуацию, выбирает «жертвенность», которая часто проявляется в бессознательных формах поведения, в том числе и болезни.
Сложность диагностики психосоматических заболеваний заключается в том, что их очень сложно отличить от заболеваний «настоящих». По этой причине так важно, чтобы без внимания не оставалась даже, казалось бы, самая очевидная симуляция. Отсутствие заболевания еще не свидетельствует об отсутствии проблем у ребенка, которые в свою очередь могут привести к болезням в будущем.
Эта статья написана для родителей, бабушек и дедушек. Никто из врачей не поставит под сомнение жалобы ребенка даже, если они повторяются регулярно и не находят объективного подтверждения – ребенок будет обследован вновь и вновь. И только участие родителей в решении «детских вопросов» позволит исправить ситуацию радикально.
Родители! Призываю вас (да и себя, чего греха таить, тоже) не как врач, а как отец. Любите своих детей. Уделяйте им больше времени. Разговаривайте с ними. Вникайте в их проблемы. Заслужите их доверие.