Правила адаптации ребенка к детскому коллективу. Рекомендации для часто болеющих детей.
Для каждого родителя наступает момент, когда его любимый малыш впервые идет в детский коллектив.
Чаще всего это происходит в возрасте трех лет, когда у мамы заканчивается декретный отпуск, и она принимает решение вернуться к работе. В этой статье мы рассмотрим основные правила адаптации ребенка в детском обществе, а также разберемся, какую помощь могут оказать родители своему малышу в этот нелегкий период.
Адаптация детей в новом коллективе напрямую зависит от поведения взрослых. Наберитесь терпения и помните, что каждый ребенок индивидуален. Даже если сын вашей подруги привык к детскому садику быстро, для вашего малыша сроки привыкания могут быть другими. Самое главное – это правильная психологическая подготовка ребенка.
Рассмотрим несколько важных моментов
ВРЕМЯ. Если мама планирует отдавать ребенка в детский коллектив и выходить на работу, побеспокойтесь заранее (за 2-3 месяца) о том, чтобы у малыша было время привыкнуть к коллективу, посещая детский сад только полдня или 2-3 часа в день. Начинать можно с прогулок около садика и совместных игр на площадке с детками из будущей группы. Это поможет вашему малышу познакомиться с детьми и с воспитателем.
МЕСТО. Выбирая детское учреждение для своего ребенка, будьте очень внимательны. Если садик далеко от дома, малышу нужно будет раньше вставать. Поэтому важно это учесть и заблаговременно позаботится об изменении режима дня ребенка.
Желательно, чтобы здание, в котором расположен детский сад, находилось в зеленой зоне, и было отремонтировано. Стены, которые продолжительное время не ремонтировались, склонны покрываться плесенью, что повышает риск развития аллергии у детей. Проверьте, чтобы окна в помещении группы открывались, а в закрытом состоянии не имели щелей, из которых будет сквозить. Уточните, как часто дети гуляют, и где расположены детские площадки. Адекватная вентиляция помещения и регулярные прогулки на свежем воздухе помогают существенно снизить риск вирусных инфекций у детей. Выясните, достаточное ли количество персонала в учреждении для поддержания правильного санитарно-гигиенического режима.
КОЛЛЕКТИВ. В жизни малыша появляются сразу несколько новых людей. Это воспитатель и детки из группы. Постарайтесь познакомиться с воспитателем заранее. Во время пробных прогулок на площадке понаблюдайте за общением воспитателя с детьми. Человек, который любит детей и свою работу, всегда найдет занятие для каждого малыша, не занимаясь непрерывно «воспитательными» лекциями. Выбирайте коллектив, где вашему ребенку по-настоящему рады, ведь малыш, оставшись без родителей, требует внимательного и индивидуального подхода.
Постарайтесь объяснить воспитателю, что важно для вашего ребенка, возможно это любимая мягкая игрушка или книжка со сказками под подушкой на дневной сон. Ваше умение доброжелательно общаться с воспитателями, детьми и их родителями – наглядный пример для ребенка. Все детки разные, поэтому в группе наверняка будут спокойные и агрессивные дети. Вашему ребенку нужно научиться строить отношения, поэтому приучайте малыша делиться игрушками и придумывать игры. Создание психологического климата, в котором находится ребенок, во многом зависит от позитивного настроения родителей, их умения «подружиться» с детьми и взрослыми и соответственно настроить своего малыша.
Если ваш ребенок уже достиг 6-7 лет, его ждет поступление в школу. В детском саду все внимание родителей, воспитателей и самих детей сконцентрировано на построении взаимоотношений в коллективе. В школьные годы акцент перемещается на учебу. Поэтому, если ваш ребенок не посещал детский сад, психологическая нагрузка у него двойная (учеба и адаптация к детскому коллективу). Родителям «домашних детей» нужно быть очень внимательными при выборе школы. Идеально подходит школа/садик, поскольку дети имеют возможность отдохнуть днем, переодеться в сменную одежду и поиграть.
Попадая в общество ровесников, ребенок начинает сравнивать себя с одноклассниками. Дети, посещавшие детский сад, проходят через этот этап раньше и не пытаются во всем равняться на окружающих. Задача родителей – объяснить чаду, что все дети разные, с разными способностями и талантами. Например, кто/то красиво рисует, а ты хорошо читаешь. Также важно не сравнивать результаты достижений своего ребенка с нормами (требованиями школьной программы) и достижениями других учеников. Сравнивать можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов. Правильное поведение родителей значительно предотвращает развитие «школьных» неврозов.
Быстрой адаптации ребенка в коллективе поможет умение кушать самостоятельно, одеваться и раздеваться, пользоваться унитазом и туалетной бумагой. Быстрая смена занятий (уроки физкультуры, хореографии), а также переходы между зданиями требуют от ребенка умения собрать свои вещи, одеться и все это сделать быстро. Часто родители, проделывая все это дома за малыша, не осознают какую «медвежью» услугу ему оказывают. Неумение самостоятельно пользоваться туалетной бумагой и «неудобным» туалетом приводит к нарушениям мочеиспуска ния и функциональным запорам, а также болям в животе и плохому общему самочувствию.
Важно понимать, что ребенок, подверженный психоэмоциональному стрессу, является «легкой добычей» для бактерий и вирусов, которые обновляются в детском коллектив каждые 2-3 недели.
Для того чтобы ваш ребенок меньше болел, постарайтесь выполнять несложные профилактические меры.
1. Проще одевать ребенка. При выборе одежды для ребенка, помните, что в помещении может быть жарко, и ребенку нужно переодеться. При выборе сменной одежды отдайте предпочтение футболке с шортами. Дополнительно оставьте в шкафчике штанишки и легкий свитер. Выбирайте одежду, которую малышу будет удобно одевать и снимать. Оценить соответствие одежды ребенка погоде помогает простое правило: количество слоев одежды на ребенке должно быть таким же как и на вас.
2. Научить ребенка одеваться самостоятельно. Во время прогулки ваш ребенок должен уметь надеть верхнюю одежду и обуться. Поэтому выбирайте вещи и обувь с удобными для малыша молниями и «липучками». Чем дольше ребенок одевается, тем больше у него риск перегрева, и, соответственно, риск заболевания.
3. Обучить ребенка правилам гигиены. Приучайте ребенка мыть руки после туалета, улицы и перед едой. Постарайтесь отучить ребенка от «перекусов» печеньем или конфетами. Это поможет привыкнуть к режиму и уменьшит риск заражения глистными инвазиями и кишечными инфекциями.
4. Уход за полостью носа. Регулярно промывайте носик малышу подсоленными растворами и смазывайте ноздри детским кремом перед выходом в садик, так как это позволяет уменьшить прикрепление вирусов и бактерий на слизистых оболочках.
5. Закаливание. Помните, если у вас мерзнут ноги, это не значит что нужно закутывать ребенка. С раннего возраста приучайте ходить босиком и надевать носки самостоятельно, если ребенок чувствует холод.
6. Прогулки. Независимо от времени года ваш ребенок должен ежедневно гулять на улице. Используйте сезонные виды отдыха (велосипед, ролики, санки, лыжи). Даже, если ваш ребенок талантливый художник или шахматист, у него должна быть регулярная физическая нагрузка в любой секции (плавание, танцы, аэробика и т.п.). Правильное соотношение умственной и физической активности – залог хорошего здоровья и развития.
Не забывайте, чтобы ребенок не болел, у него должны быть активные, бодрые родители, которые ведут здоровый образ жизни и не жалеют времени и средств на собственное здоровье и здоровье своих детей.