Храпите? Тогда мы идем к вам!
Из анекдотов про тещу:
Спрашивают мужчину, несущего гроб:
— Кого хороните?
— Тещу…
— А почему гроб на боку несете?
— А когда на спину переворачиваем, она храпит…
Ну, а если серьезно, однажды к нам обратилась женщина: «Здравствуйте, доктор, мне недавно зять анекдот рассказал (см. выше) о том, как я храплю, вот я и решила обследоваться…»
Прошло два дня, и вот на консультации сидит пожилая, очень симпатичная женщина и рассказывает:
«Храпеть я начала давно, около 10 лет назад. С возрастом храп только усиливался. Вначале перешла спать в отдельную комнату, а теперь я даже не знаю, что делать, потому что храп такой, что близкие не могут уснуть даже за закрытой дверью. Кроме того, я не могу работать, не успею днем присесть, тут же засыпаю, резко снизилась работоспособность, ухудшилась память. Но когда зять рассказал анекдот про похороны, мне стало совсем неуютно».
И вот мы вместе с пациенткой спланировали первую диагностическую ночь полисомнографии.
В классическом исполнении полисомнография состоит из двух ночей.
Первая ночь — диагностическая, когда человек спит, «опутанный» нашими датчиками. Мы наблюдаем, как он спит, дышит во сне, храпит, не храпит, как двигается воздух в носу, как двигается грудная клетка, живот, как работает сердце, легкие и т. д. И, проанализировав эти показатели, мы понимаем, есть ли храп, есть ли остановки дыхания во сне (апноэ), сколько их за ночь, какой риск они создают для пациента. «Рекорд» в нашем отделении установил пациент, который суммарно не дышал 4,5 часа из 8 часов ночного исследования.
Вторая ночь — повторение исследования, но со специальной маской, которая устраняет нарушения дыхания.
Пришло время диагностической ночи для нашей пациентки. Как обычно, в 9 вечера встречаемся, пишем анкету, надеваем наш диагностический комплект, готовим видеомониторинг. Наша пациентка заметно волнуется: «Как же я с вашими «украшениями» усну, ведь это так много ремешков, датчиков и проводочков». Тем не менее, не успели мы с медсестрой дойти до блока наблюдения в ординаторской, как из динамиков начал доноситься громкий богатырский храп, неожиданный для столь миниатюрной женщины. Но самое страшное было не это — уже через полчаса начали появляться нарастающие паузы в дыхании: 15, 20, 39, 95 секунд. Чем длиннее паузы, тем хуже показатели дыхания и уровень насыщения кислородом крови. Организм начинает страдать от кислородного голодания.
Терпения у нас хватило только на два часа мучения, нашего и пациентки. Когда показатели оксигенации (насыщения крови кислородом) стали подходить к критическим цифрам, мы прервали диагностическую ночь и надели на пациентку так называемую СРАР — маску для устранения нарушений дыхания во сне. Несмотря на все неудобства сна в маске на лице, уже через 20 минут пациентка расслабилась, дыхание стало ровным, размеренным и тихим. Храп прекратился, паузы в дыхании исчезли.
- Без маски было 75 остановок дыхания в час, а в маске — всего 0,8 в час (абсолютная норма).
- Показатель насыщения крови кислородом повысился с 69% до 92,5%. Для справки: сатурация меньше 90% является показанием к кислородотерапии, менее 80% — хороший повод задуматься об искусственной вентиляции легких.
- Но самое главное, это мнение пациентки: «Красота, я спала так долго, вот в восемь часов только встала, как будто бы спала вечность, очень классно, я довольна…»
А дальше – период адаптации в домашних условиях, и скоро ждем домашних впечатлений пациентки... Ну и зятя, конечно...
Краткая справка
- Храп является важным критерием для выявления риска остановки дыхания во сне.
- Нарушения дыхания во сне ухудшают течение гипертонической болезни и сахарного диабета, вплоть до резистентности к гипотензивным и сахароснижающим препаратам.
- Устранение нарушения позволяет предотвратить смерть во сне.
- Неполноценное дыхание (выраженное апноэ) существенно снижает качество жизни (снижает работоспособность, потенцию, память).
Распространенные заблуждения
- Храп — признак богатырского здоровья. На самом деле храп — это признак болезни.
- Храпят только люди с избыточным весом. На самом деле храп может быть проблемой и людей нормального телосложения.
- Подрезание мягкого нёба устраняет храп при наличии апноэ центрального генеза (когда причина храпа заключается в нервной регуляции). На самом деле подрезание мягкого нёба ухудшит клиническую картину.
- Сон в маске — это приговор: «Я никогда больше не смогу спать без маски». Через год, после компенсации апноэ, можно спать без маски.
Если вас беспокоит храп, советуем обратиться в клинику Into-Sana для проведения диагностической полисомнографии.
Телефон контакт центра: (0482) 307-500.