Адаптация ребенка в школьном коллективе
Все мы помним себя и своих детей в подобных ситуациях. Давайте вспомним проблемные вопросы детской коммуникации и пути их сглаживания.
Бережная Элина ВладимировнаТерапевт, врач высшей категории, заведующая поликлиникой INTO-SANA
Помню свое первое сентября – мама посоветовала мне поддержать добрым словом тех детей, которые будут бояться без родителей в школе, и я бросилась искать «жертву». Она нашлась сразу: вжавшаяся в стену пунцовая девочка с тоненькими косичками, оттопыренными ушками с золотыми сережками и «квадратными» от ужаса глазами. Я тут же направилась к ней и, для того, чтобы как можно естественнее начать разговор, протянула руку к левому ушку со словами: «девочка, как тебя зовут? Какие у тебя красивые сережки!»
«Пошла от меня вон..», – злобно прошипела девочка и добавила еще одно обидное слово… Как ни странно, это стало одним из самых ярких впечатлений моего первого дня в школе. Уже потом, через много лет, я спросила ее (а она оказалась отличной девчонкой!): «светка, а чего ты мне тогда так сказала?». Ее ответ вызвал и смех, и жалость: «ты знаешь, папа три последних дня августа держал меня на пляже, чтобы я перед школой загорела, а накануне вечером мне подарили сережки и прокололи уши, чтобы я пошла в них в первый класс. Ты была седьмой, протянувшей руки к моим бедным ушам!».
Маломуж Игорь ПавловичДетский кардиолог, педиатр
Начало нового учебного года – это всегда стресс: смена режима дня, ежедневные умственные нагрузки, возрастание возлагаемой на ребенка ответственности… особенно сложно тем детям, у кого происходит смена коллектива. От того, насколько легко ребенку удастся влиться в новое сообщество, во многом зависит его дальнейшая социальная жизнь, его умение выстраивать отношения. Конечно, если вашему ребенку свойственны застенчивость, неуверенность в себе, сложности установления контакта со сверстниками, речевые проблемы – идеально начать над ними работу задолго до того, как ребенку предстоит войти в новый коллектив. Но даже те родители, которые полностью уверены в коммуникативных возможностях своего ребенка, часто пропускают признаки детского стресса, вызванного проблемами коммуникации. У ребенка нарушается сон, аппетит, он с большой неохотой садится за домашнее задание, перестает рассказывать о школе.
Николова Елена ИвановнаСпециалист по ультразвуковой диагностике, педиатр
«Очень легко все получается у детей, привыкших к самой банальной, казалось бы, вещи – соблюдению режима. Стоит довести до автоматизма алгоритм необходимых утренних и вечерних действий. На выработку и закрепление привычки надо 6 недель, потому возобновите с середины июля утренние и вечерние необходимые дела, вписанные в четкие временные рамки! Повесьте понятные ребенку часы на стену, либо поставьте будильник на небольшие отрезки времени и на скорость застилаем постель, умываемся, одеваемся, читаем, убираем за собой игрушки, краски, книги. Для начала важно тщательно собирать ребенка в школу, чтобы не возникало неловких ситуаций из-за забытых вещей или чего-то подобного, ведь чтобы начать общаться с новыми людьми, надо чувствовать себя достаточно комфортно. Маленький приз в конце точно поможет создать мотивацию!»
Гуляева Виктория ВалериевнаДетский гастроэнтеролог
«Часто ребенок не может сконцентрироваться во время уроков из-за чувства голода или банальной необходимости срочно посетить туалет. Проблему преждевременного чувства голода в первой половине дня в силах решить родители, предложив ребенку на завтрак не кашу, которая надолго не насыщает, а более калорийные продукты. Например, омлет, творожная запеканка плюс клетчатка в виде свежих фруктов и овощей. За 20 минут до завтрака дайте ребенку стакан воды. Вода способствует включению желудочно-кишечного рефлекса. У ребенка есть шанс в привычной обстановке очистить кишечник и налегке побежать в школу. Кстати, это касается и взрослых, только взрослым легче решить подобные проблемы вне дома, чем маленькому ребенку, который и без этого чувствует себя крайне неуверенно»
Кутарова Надежда ВладимировнаДетский уролог
«Вообще, проблема похода в туалет незаслуженно не обсуждается, в то время, когда у детей она может доминировать над всеми другими проблемами нового коллектива. Поэтому заранее посоветуйте своему ребенку, как деликатно обратиться к воспитателю или учителю, чтобы не вызвать насмешек. Сделайте совместную разведку, где и что находится. Снабдите ребенка набором влажных салфеток. Главное, чтобы никакие неловкости или страхи не заставляли ребенка терпеть!»
Миронова Марина АлександровнаДетский ортопед-травматолог
«Организуйте внешкольную «вылазку» с одноклассниками вашего ребенка. Это может быть пикник на природе, самодеятельный театр-экспромт, концерт у костра, поход в парк, семейные соревнования, даже чаепитие у вас дома! В такой чудесной обстановке завязываются дружбы, которые затем могут сохраниться на многие годы. И родителям потом гораздо легче быть дружелюбными и мудрыми «третейскими судьями» при решении неминуемых конфликтов»
Жоров Андрей АндреевичДетский невролог
«Постарайтесь наедине, в уютной располагающей обстановке поговорить с ребенком, чтобы прояснить конкретно, что не ладится. Возможно, ему сложно установить контакт с незнакомыми людьми, или он опасается оказаться в изоляции, боится насмешек или неодобрения учителей, не готов делиться. Поделитесь с ребенком своим опытом. Наверняка вы сами сталкивались с такой же проблемой при переходе в новую школу, при поступлении в университет или другое учебное заведение, при устройстве на работу. В виде сказки со счастливым концом расскажите ребенку о том, как вы лично справились с ситуацией!»
Гладкая Людмила ИвановнаПедиатр поликлиники INTO-SANA
«Вечером непременно выслушайте свое дитя, вместе анализируйте непонятные ситуации. Освойте технику активного слушания, описанную ю.б. Гиппенрейтер в книге «общаться с ребенком. Как?». Иногда длительные родительские монологи заставляют ребенка закрыться. А ведь именно сейчас ребенок впервые осознает, что жизнь в обществе строится по определенным законам, кто-то хочет с ним дружить, а кто-то нет, в любом коллективе есть лидеры, кто-то оказывается на нижней ступеньке иерархии, за успех и свое «место под солнцем» необходимо бороться. Чаще всего это открытие оказывается неожиданным и очень непростым для ребенка, ведь мы, родители, не готовим его к этому».
Белая Юлия СергеевнаДетский невропатолог поликлиники INTO-SANA
«После каникул тяжело возвращаться в класс, где отношения не заладились. Родителям важно выяснить суть конфликта у самого ребенка и у учителя, а потом удерживать разумное равновесие между вмешательством и мудрым регулированием ситуации через самого ребенка. В садике или младших классах, где учитель еще является главной фигурой, его вмешательство может быстро выправить ситуацию. У детей старших классов вмешательство родителя важно. Уделяйте разборам школьных конфликтов достаточно внимания, настройте ребенка на то, что за лето ребята и обстоятельства изменились, и в этом году отношения могут сложиться иначе. Разбирайте конкретные ситуации, давайте советы, объясняйте. Конечно, проще согласиться на смену школы или, что еще хуже, насильно возвращать в эту ситуацию ребенка. Но если он будет бояться и закрываться от общения, то ситуация будет не решаться, а повторяться.»
Валанцевич Надежда ДмитриевнаПедиатр, специалист по иммунопрофилактике
«Для младших детей новый коллектив – это, как правило, страх потери мамы. Поэтому посетите с ребенком этот садик или школу, походите, погуляйте, посмотрите, как родители забирают своих деток. Ваш малыш поймет, что его тоже там не забудут. Если ребенок берет с собой любимую игрушку, вечером поинтересуйтесь, как у нее (у игрушки) прошел день, понравилось ли, не обижал ли кто? Как прошел день у самого ребенка? Так малыш поведает вам все, что с ним происходило в течение дня, все свои чувства и переживания. Пока ребенок не адаптируется к новым условиям, избегайте значимых перемен дома, приема гостей, избыточно ярких впечатлений, новых кружков. Не перегружайте его нервную систему. А вот если ребенок на протяжении длительного времени отказывается ходить в садик, на занятия, раздражен, плаксив и отказывается от еды - это повод обратиться к невропатологу или психологу»