Контакт-центр: +38 (044) 393-00-00 +38 (0482) 307-500
Скорая помощь (Одесса) +38 (0482) 343-062 +38 (067) 7343-062 +38 (099) 9343-062

Нарушение нейроразвития у детей - современный взгляд на проблему

О причинах возникновения, видах нарушения нейроразвития ребенка и как справляться с этим, рассказывает детский невролог, врач высшей категории медицинских центров INTO-SANA Живило Лилия Марселевна.

Согласно современным представлениям, к нарушению нейроразвития относят:

  • расстройства интеллектуального развития
  • расстройства речи и общения, связанные с развитием
  • расстройства аутистического спектра
  • расстройства развития учебных навыков
  • расстройства двигательной координации, связанные с развитием
  • расстройство дефицита внимания и гиперактивности
  • стереотипные двигательные расстройства

Причины нарушения нейроразвития являются биологически обусловленными особенностями функционирования нервной системы. Проявляются в раннем возрасте нарушениями в основных сферах развития ребенка – речи и общения, интеллекта, социального взаимодействия, самоконтроля и обучения в школе. Эти проблемы требуют своевременного выявления и применения специальных методик помощи, которые будут оказывать положительное влияние на развитие ребенка, качество его жизни, а соответственно и семьи.

Дети с нарушением нейроразвития нуждаются в нашем особом внимании, заботе, понимании, восприятии и особенно поддержке и создании надлежащей социальной среды для раскрытия потенциала ребенка.

Расстройства развития речи — это нарушение понимания и использования речи для общения, что в дальнейшем влечет нарушение в социальной и учебной сфере. Они обусловлены медленным созреванием центра речи, вызванным генетическими или другими факторами. Часто у таких детей сопутствующие нарушения (расстройство дефицита внимания с гиперактивностью, вторичные проблемы в обучении и поведении).

Расстройство произношения звуков влечет за собой нарушение четкости и понятности речи ребенка, а значит и вторичные трудности в обучении, общении и других сферах жизни ребенка. Четкость произношения у детей также созревает с возрастом (в 4 года речь ребенка практически понятна для окружающих).

Нарушение плавности произношения (заикание) у ребенка проявляется повторением слогов, продолжением звуков, длительными паузами в речи, чрезмерными физическими усилиями. Может усиливаться при волнении или под влиянием стресса. У ребенка может формироваться вторичная социальная фобия и избегание общения.

Расстройства спектра аутизма возникают в течение периода развития и включают трудности в приобретении и осуществлении интеллектуальных, двигательных и социальных функций, а именно:

  • ребенок не использует речь как средство социальной коммуникации
  • у ребенка есть избирательность социальных пристрастий (взаимоотношения с родителями), коммуникативных навыков
  • у ребенка есть повторяющееся или стереотипное поведение, движения, вокализации, специфические интересы, отсутствие ролевой игры.

Нарушения общего интеллектуального развития ребенка и его познавательных способностей ведут к отставанию во всех сферах речи, социального взаимодействия и самообслуживания. В зависимости от степени нарушения, ребенок может добиться разного уровня развития во взрослом возрасте. Ограничения познавательной сферы будут сопровождать всю жизнь и человек будет нуждаться в особой поддержке. Поэтому необходимо развивать имеющиеся способности и возможности развития ребенка для функционирования в социальной среде, возможности счастливой жизни ребенка и семьи.

Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью наиболее распространено среди нарушений психологического развития. Основные симптомы – проблемы поведения, внимания, эмоций, импульсивность, нарушения самоконтроля и саморегуляции.

Расстройства развития школьных навыков проявляются нарушением чтения, письма, математики у детей школьного возраста. Они связаны с нарушением созревания центров мозга, отвечающих за эти функции и требующие надлежащей диагностики, понимания и принятия возможностей ребенка, разработки ему индивидуальной программы помощи и поддержки с помощью специфических методик. Важно развивать способности ребенка, формировать принятие себя, положительную самооценку и обеспечить социальное взаимодействие.

Тикозные расстройства проявляются стереотипными, быстрыми, непреднамеренными неритмичными двигательными действиями или звуковыми феноменами. Они обусловлены нарушением созревания "тормозных сетей" между корой головного мозга и подкорковыми структурами. Тики часто сочетаются с нарушением поведения, эмоций.

Расстройство развития координации движений проявляется моторной неловкостью ребенка, трудностями в выполнении двигательных активностей, которые приводят к ограничению в быту, самообслуживании, обучении, спорте и других областях жизни ребенка. Развивается низкая самооценка, неуверенность в себе из-за неловкости, трудностей в координации собственного поведения и самоорганизации. Также может совмещаться с нарушением речи и школьных навыков.

Итак, мы видим разнообразную группу нарушений нейроразвития у детей. Современные научно обоснованные взгляды на проблему и ее понимание требуют качественного подхода к обследованию ребенка с целью правильной диагностики. А в дальнейшем, планирование помощи через использование медицинских, специальных логопедических, психологических, педагогических, реабилитационных методик, которые специфичны для каждого вида развития и ориентированы на индивидуальность каждого конкретного маленького пациента.

Цель – развитие речевых, познавательных, социальных функций, самообслуживания, коммуникации, надлежащая поддержка ребенка и семьи в социальной среде для полноценной жизни и самореализации.

Мультидисциплинарная команда специалистов INTO-SANA помогает ребенку и семье решать эти проблемы.

Здоровые дети – наше будущее и здоровье нации!

Врачи

Отзывы о врачах